(кликните для увеличения до 420 px на 280 px)Ruslan V. Karmanovrk@atraining.ruУчебный центр Advanced Traininginfo@atraining.ruhttps://www.atraining.ru/
a + a + a = 30
a + 2b + 2b = 18
2b - 2c = 2
c + a * b = x
Из чего тривиально и без вариантов:
- a = 10
- b = (18 – 10) / 4 = 2
- c = (4 – 2) / 2 = 1
- x = 21
Весь сыр-бор происходит из-за:
- Невнимательности (два сапога и две подковы меняются на один сапог и одну подкову).
- Незнание порядка операций (в последней строчке считают “как на калькуляторе”, а не как положено).
- Невнимательности-2, когда в последней строчке умножение визуально путается со сложением.
Всё это – уровень арифметики начальных классов.
Ну а теперь давайте поговорим про то, почему такого в Интернете (и даже СМИ) всё больше, и оно всё активнее и разнообразнее.
Ключевое, на чём идёт хайп (модное слово, обозначающее повышенное внимание к процессу, сопряжённое с раздражением) – это то, что разово лажанувшиеся при первом поверхностном подсчёте (на это и акцент, сейчас ведь всё поверхностно, быстро увидел тестик, быстро кликнул, быстро получил эндорфинчики от надписи “Ты Эйнштейн, IQ=1488”, быстро на соседнюю вкладочку где смищная картинка про кота) испытают острую боль разочарования от того, что лажанулись, и начнут отстаивать свою неправильную точку зрения, “а то ведь выходит чё я лох что ли”.
Вкусность таких “тестиков” именно в комбинации этого зуда, торопливости, нарциссизма и гештальта незавершённости действия.
Эта комбинация – а в частности специфичное поведение аудитории, и методики гарантированного вызывания нужной реакции – очень перспективна в плане маркетинга, поэтому изучение её идёт весьма активно. Зарождалось всё подобное в виде баннеров “Ну что, кликнешь, или побоишься нарушить правила?…” и прочего “Нажми здесь, чтобы к тебе перешла капля той дрожи, с которой мы творим ту доступную роскошь и меняем мир вокруг нас”. Цель понятна – агрессивная навязчивая реклама не продаёт, интим тоже потерял 100%ю гарантию продаж (его слишком много), идеальный выход – с минимальными трудозатратами заронить зерно зуда в подкорку, чтобы объект сам себя доебал на пустом месте, крутясь как уж на сковородке “ща погодите, срочно отвечу в каментах, а то ишь там умные собрались думают умнее меня, думают у них лучше получилось, а вовсе-то нет”. Основные болевые точки, по которым идёт работа – это предсказуемая ошибка в явно простых вычислениях, дискомфорт от этой ошибки, домножаемый на завышенную самооценку (опять же культивируемую вот так), возможность видеть и обсуждать ответы других участников (среди которых будет процент таких же невменяемых, которые будут любой ценой отстаивать свой, даже явно неправильный, ответ).
Методика излечения этого проста, и знакома тем, кто, например, учился в муз.школе. Если у тебя при игре какой-то момент “заболтался”, и ты неоднократно переигрываешь произведение, и одинаково лажаешься из-за попытки вначале сыграть быстро, а потом быстро проскочить сложный кусок, и это начало уже запоминаться, то надо остановиться, и медленно, тщательно, проработать отдельно нужный момент. Лажаешься в коде – ну вот, сонату всю не надо, только нужный кусок. В половинном (а то и четвертном) темпе; если было анданте моссо, то надо лярго, если аллегро, то андантино. Хочется быстро – а ты наоборот, медленно, внимательно, тщательно. Мозг “залечит” нейронную связь в нужном месте.
Та же ситуация при изучении техники в боевых искусствах – чтобы впоследствии руки “летали”, вам придётся очень медленно и тщательно проработать целевые движения. Если сразу начнёте заучивать незнакомое на максимальной скорости – заучится плохая техника, и переучиваться будет трудно.
Вы можете увидеть этот эффект и в более простом варианте – например, к вам привязалась мелодия. И навязчиво крутится в голове. И вот крутится, и ничего не сделать. Не проблема – надо через силу “допроиграть” её целиком, а не крутить постоянно, “почёсывая”, задевший отрывок. Тогда мелодия отстанет, потому что сработает признак “целиком завершённого действия”, зуд уйдёт.
Поэтому простейший метод закрыть этот гештальт (с задачей про лошадей, подковы и сапоги) – решить задачу правильно, зафиксировав те моменты, в которых сходу ошиблись (если ошиблись).
Это технически не сможет сделать массовый манагер Эдуард, которого аж трисёт что пишут всякое а он я сходу легко посмеиваясь посчитал и дальше пошёл а оказывается неправильно да что ж такое забанить мразь эту ишь ну прямо ж смешно я смеюсь аж хахаха сами дураки ничего не понимают нет не просто забанить отп..дить бы их, кто придумал, мразь такую – ну и далее, далее, далее.
Но мы, как говаривал Робокоп, всего лишь люди. И даже можем перепутать два сапога с одним. Поржать, посчитать заново, получить верный результат, понять, что надо быть внимательнее, и закрыть этот вопрос. Потому что речь вообще-то про нарисованные на экране сапоги и подковы.
А Эдуард будет ещё месяц доставать всех на работе про “а помните тот тест, в котором лошьё неправильно решило, а я правильно, ой как же я смеюсь над ними, а Машку вообще из друзей удалил”.
Таких картинок и мини-тестов будет столько, сколько понадобится для проверки рабочей гипотезы о том, как с минимумом сил надолго вложить в мозг типового потребителя самоинициирующуюся “как будто по таймеру” мысль. Как только процент удачных вбросов и механизм их формирования станет понятен – мы увидим этот приём в массовой рекламе и пропаганде. Что, как и в случае с другими подобными технологиями, приведёт через некоторое время к снижению эффективности – но тогда уже надо будет придумывать что-то ещё.
Схемы с незавершённостью действия прекрасны именно тем, что заражённый человек сам произвольно по времени индуцирует у себя психоз, без приложения внешних сил. Простой пример – берём и даём ребёнку первый раз карманные деньги, он покупает какую-то ерунду – после вначале высмеиваем то, что это ерунда, а после говорим “Да забудь, вовсе-то ты не лажанулся даже совсем”. В результате через 40 и 50 лет, выпив полкапли, этот человек будет рассказывать окружающим в 100500й раз офигительную историю “как я в детстве вовсе-то не просрал свои первые деньги”, притом глубокий смысл этой истории будет окружающим не понятен, но будет видно, что для человека она – сверхценность.
Где-то рядом с этой схемой бегают люди, которые в разговоре о погоде, машинах, женщинах и спорте раз в полминуты говорят что-то вида “да, кстати, может я ещё не говорил, так я веган, и отлично себя чувствую”. Это из той же оперы, в общем-то.
Поэтому, подводя итог – от вашей реакции зависит то, как на вас будет действовать эта схема. Подумайте. Порефлексируйте, так сказать.
А упомянутому выше виртуальному Эдуарду это не светит. Ему ещё айфон покупать через неделю. Ну, вы поняли.