Из отзыва с недавнего курса.
Буквально месяц назад я проходил ICND1 в Специарасте при МГТУ им.Баумана.За данный курс было отвалено 52.000 деревянных.Имя преподавателя я раскрывать не буду.Сразу скажу что больше к этому учителю я не пойду даже за бесплатно.Честно сказать вы по сравнению с тем преподавателем это небо и земля и я не преувеличиваю.
Когда я шел на эти курсы я по своему наивняку считал что учитель будет учить и делится знаниями и навыками.Ведь можно задать вопросы,чего нельзя сделать просто на обучающих видео. Так вот приведу пример, задаю я данному преподавателю вопрос, мол так и так, вы учите что так не будет работать но я ведь своими глазками видел и своими ручками делал,и это работает.На что он мне задает вопрос: при каких условиях это работает.Я отвечаю что не могу ответить на данный вопрос.На что я слышу : ну а почему тогда вы задаете мне вопрос не зная при каких условиях это работает.Такие ответы я слышал на 3-и вопроса а именно столько я и задал тому преподавателю. Приведу второй пример,такой же человек как и я, ну то есть 0 в CISCO как и я,у него на курсах-лабах что-то не получалось (а все таки ICND1 это база так что все это простительно) и он поднимает руку и спрашивает : простите пожалуйста я делаю лабу а у меня что-то не получается подскажите пожалуйста что я делаю не так.На что он слышит ответ: Вы что хотите что бы я за вас все делал, сидите сами думайте.И он даже не подошел в монитор не посматрел что бы просто пальцем тыкнуть, что вот тут неправильно а что я не скажу.Хотя бы так сделал, но нет. И так весь курс за 52к.
(в тексте изменено название учебного центра, но несильно)
Вы думаете, что такой отзыв – единичен? Увы и ах.
Дабы не утруждать большим количеством объяснений – кратко опишу, почему всё именно так, а не иначе.
Авторизованные учебные центры деградируют в плане качества давно – по той простой причине, что называются они учебными центрами, а по сути являются розничной структурой перепродажи курсового материала, разработанного крупными вендорами в рекламных целях. Они на уровне устава организации не учат ничему, они перепродают.
Для получения авторизованного тренерского статуса уже достаточно просто внести нужную сумму (150 у.е. в год у Microsoft), никаких навыков преподавания или знаний матчасти не нужно. Оплатил – и тренер. Это выгодно вендору, амбициозные парни платят и хвастаются лычкой.
“Авторизованный тренер” уже давно не преподаёт, не знает даже азов андрагогики и методики преподавания. Он to deliver course material. Т.е. доносит до клиента то, что произведено кем-то. Мелкая розница, в общем. Соответственно ему нужны навыки работы в мелкой рознице – а не преподавания.
Лабораторные и практические работы в авторизованных курсах давно тихо сползли к заранее записанным демонстрациям и заранее готовым виртуалкам или настроенным железкам. Включил, пальцем по инструкции везёшь, вбиваешь что написано в окошки, которые на экране. Ну а когда что-то не получается – судя по тексту, слушателя и нах.. послать можно. Чё он, действительно, уважаемых людей отвлекает, в самом деле, вопросами своими дурацкими.
Учитывая всё вышеперечисленное, есть предсказуемое следствие – таким “преподавателям” не имеет смысла много платить. Не за что.
Поэтому за последние лет 10 ситуация на IT-рынке в части оплаты повернулась на 180 градусов – раньше преподаватели получали больше, чем те, кому они преподают, сейчас – меньше. Зарплата в авторизованном учебном центре по направлению X сейчас ниже, чем в production по тому же направлению. Просто потому что преподаватель авторизованных курсов, по сути, не преподаёт, не обязан что-то знать и вообще никому ничего особо не обязан. Это та самая невидимая рука рынка, про которую часто пишут в новостях.
Следовательно, происходит естественный процесс – в преподаватели начинают вымываться те, кого не взяли в production. Кто не умеет или не хочет работать, не может отвечать за результаты своих действий, и прочее. Ведь очень удобно, когда вся ответственность – это “а, лаба не получилась – так это вендор конфиги кривые написал”. Получаешь деньги, перепродавая картинки про циски, и чуть что – циска виновата. Или Microsoft кривую виртуалку сделал для лаб. Удобно, просто, комфортно. И дёшево.
Но, конечно, чтобы сохранить реноме – все рассказывают о тайных огромных реальных проектах и делятся фантазиями, как их вот-вот заберут в какую-нибудь волшебную страну, где Всё Правильно. Авторизованный учебный центр обычно помогает – если вы читали мой блог году в 2013м, то помните обсуждение рассказа сотрудницы такого учебного центра, как рекламный отдел придумывает мегапроекты у преподавателей, чтобы на сайте публиковать. Рассказывает человек, как утилитой ping пользоваться – а на фоне у него биография обрастает очередными Полностью Автоматизированными Крупными Банками. Пришёл на курсы мужик, который через пару месяцев будет в газпромовскую структуру сисадмином устраиваться – на сайте появится пассаж, как преподаватель авторизованного учебного центра, подтверждая высочайшую квалификацию, в одно рыло Газпром весь автоматизировал. Три раза. Утилитой ping. Затрат никаких, а человеку приятно – не денег же ему добавлять, правда, если он и на обглоданную кость в виде лести ведётся? Грамотно эксплуатируемое тщеславие отлично заменяет премии и надбавки.
Вот, ну а теперь вопрос – откуда удивление результату? Если целенаправленно ведётся, по сути, селекция по негативным признакам – вот и результат.
Поэтому сейчас среднестатистический преподаватель авторизованного учебного центра – это мужчина около 40 лет с низким уровнем дохода и квалификации. Он неконкурентноспособен на IT-рынке, поэтому ему отлично подходит вариант “несложная работа, где зато можно рисоваться перед другими”. У него высокое самомнение, подкрепляемое баснями про прошлые заслуги, 90% которых он сам и выдумал. Он очень уязвим и обидчив, его можно легко довести до истерики всякими простыми вопросами вида “а вы тут потому что на работу не берут?”, да и любыми, которые натолкнут его на мысль, что он лузер. В общем, если раньше такой типаж водился исключительно в ВУЗах, и рамочно назывался “нудный дед который по бумажке читает них..я не понятно потом на семинарах всё заново разбирать”, теперь он нормально и штатно помогает коммерческим организациям “авторизованные учебные центры” получать деньги с клиентов.
А слушатели, качество знаний, желание рассказать что-то действительно интересное, сделать что-то сложное, и чтобы получилось – ему это чуждо и неинтересно. Этого нет в trainer agreement. От этого затраты сил и дискомфорт, слушатели тусить мешают. Человек в дрёме доживает в непыльном чулане, а вы тут бегаете, шумите, мешаете. Некрасиво, товарищи клиенты – деньги сдали – сидите смирно, не крякайте. Это ещё называется “бауманское качество”.
Что интересно, начало этого процесса я наблюдал лет 10 назад, годах в 2005-2007, когда руководил направлением авторизованного обучения и уже тогда хорошо понимал, что или преподаватель осознанно делает какие-то движения в сторону развития (а не имитации оного вида “читал ICND1 1.0, теперь читаю ICND1 1.1, расту как личность”), или тихо превращается в вышеупомянутого участника Лиги Стариков. Атмосфера располагает – и хвалят, и награждают сертификатами, и халтурить можно. Атмосфера вообще к деградации часто располагает – вопрос в том, кто соглашается, а кто – сопротивляется.
Ну а теперь наглядно вижу, что предположения оказались верными.
Поэтому, коллеги, никакого смысла сейчас отдавать свои деньги – и большие – за “авторизованные знания” – нет. Вы, по сути, покупаете справочные материалы через третьи руки с конской наценкой. Вас не учат, вам доставляют заказ. Делает это человек, который взят по критерию “за минимум денег” и умеет именно это действие – доставлять заказ. Он дорабатывает и доживает. Если он будет уметь больше, он денег захочет больше, это хозяину авторизованного учебного центра не выгодно. Система работает так, что все на своих местах и тусят за ваши деньги. Пар уходит в свисток. Пар – это ваше время.
Будьте разумнее.