Последнее обновление статьи – февраль 2022 года
В ноябре 2016 года профильные гуманитарные “гиковские” СМИ, монетизирующие клики на научноподобной поп-тематике, всколыхнула новость из любимой категории “Ну вот и всё… Началось”.
Суть новости была примерно такой:
(кликните для увеличения до 977 px на 1539 px)Ruslan V. Karmanovrk@atraining.ruУчебный центр Advanced Traininginfo@atraining.ruhttps://www.atraining.ru/
Tesla Motors объявила о переключении острова в Американском Самоа (территория США в южной части Тихого океана) на солнечные батареи. Об этом компания сообщила на своей странице в Twitter.
Остров в Американском Самоа переведен почти на 100%-е обеспечение солнечной энергией благодаря более чем 5,3 тыс. солнечных панелей и 60 аккумуляторов Tesla, — говорится в сообщении.
Ну или такой:
Вместо архаичных дизельных генераторов инженеры Tesla оборудовали остров энергосистемой из 5328 солнечных панелей с фотоэлементами и 60 фирменных аккумуляторов Powerpack.
Эпитеты, в зависимости от СМИ, менялись, но гарцевали вокруг прорыв
, будущеерядом
, успешныйуспехуспешен
, вот и началась новая эра и новая эпоха, в которой ну конечно же нет места отсталым тупым странам, всё будет белое, ослепительное, электрическое и с закруглёнными уголками
и тому подобными звонкими фантиками, в которые по традиции заворачивается ключ от пустого чулана.
Что же по факту произошло? Давайте разберёмся.
- Как всё начиналось
- Исходная ситуация с заменяемыми генераторами
- Экологичность
- Вопросы обслуживания системы
- Мягкое передёргивание про PowerPACK vs PowerWALL
- Финансирование
- Итог на 2022-й год
- Почему вся эта история с очередной неудачей Маска важна глобально
Как всё начиналось
Первоисточник новости – запись в блоге убыточной компании, на тот момент принадлежащей двоюродному брату И.Маска, SolarCity. Сейчас там всё подчищено (как много, к слову, восторгов и текстов про успешный успех Маска пропало из интернета за годы; пишу это, обновляя тексты 2015-2017 годов в 2022-м – зачастую половина ссылок именно на восторженные тексты про началась новая эра, а я верую что у Илона всё получится
не работает; удивительная прямо тенденция), но вот скриншоты оригинала:
(кликните для увеличения до 1423 px на 1768 px)Ruslan V. Karmanovrk@atraining.ruУчебный центр Advanced Traininginfo@atraining.ruhttps://www.atraining.ru/
(кликните для увеличения до 1417 px на 1768 px)Ruslan V. Karmanovrk@atraining.ruУчебный центр Advanced Traininginfo@atraining.ruhttps://www.atraining.ru/
Компания Solarcity была успешна в стиле Тесла – она за всё время своего существования не выполнила ни одного успешного проекта и на один доллар прибыли имеет 6 долларов убытков. Сейчас компания куплена Теслой – после покупки в 2016 году, к слову, начался скандал, идущий до сих пор – выяснилось, что стоимость компании дико завышена, что в ней работал двоюродный брат Илона Маска, и что вообще кое-кто развёл инвесторов на выкупку убыточного предприятия родственника за дикий оверпрайс, дабы покрыть убытки родственного неудачника.
Речь идёт об острове Тау, который юридически относится к США, но по факту находится примерно в 6500 километрах от Америки. Население острова составляет около 600 человек, в основном аборигенов, электричество для которых появилось в последние несколько десятилетий. На острове есть даже аэропорт, принимающий несколько воздушных судов в день, но используется он исключительно для частных перелётов.
В части чисел декларируется следующее:
- Установлено 5328 солнечных панелей, способных при нужной погоде генерить до 1,4 МВт;
- Установлено 60 аккумуляторов Powerpack (это промышленный аккумулятор, большой Powerwall), способных хранить до 6 МВт*ч;
- С этим объёмом хранения электричества на потребности острова может хватить до 3х дней;
- Ранее острову в год надо было около 415 тысяч литров солярки;
Что ж, начнём разбираться.
Исходная ситуация с заменяемыми генераторами
Для подчёркивания экологичной экологичности идёт постоянный акцент на том, что плохие и дымящие дизельные генераторы, на которые расходовалось дикое количество топлива, были успешно заменены
. Плохое грязноё чёрное дымное сменено на белое экологичное чистое воздушное, целевая аудитория Маска отлично поддаётся на такие штучки, характерные для рекламы женского шампуня – когда на первой фотке грустная чёрно-белая и ненакрашенная барышня, а на второй она же, но цветная, улыбающаяся и с вечерним макияжем.
Посчитаем. Декларируемые 415 тысяч литров солярки – это пять цистерн на весь остров на год, чуть больше тысячи литров в сутки. Исходя из этого, фактический расход топлива будет примерно в 415.000 / (365 * 24) = 47 литров в час. Да, и это мы ещё делаем допущение, что их надо было 415 тысяч, а теперь надо нуль – что, в общем, не так, т.е. по факту расход снизился, но не обнулился.
И тут мы натыкаемся на первую странность – если попробовать найти дизель-генератор, исходя из такого потребления, то пиковая мощность у таких систем будет около 270 кВт – например, Gesan DTA 300 E или VibroPower VP 250.
Фактическая мощность устройств, потребляющих такие объёмы топлива, в несколько раз меньше, чем задекларированная в проекте мощность солнечных батарей в 1.4 МВт. Вариантов “почему так” может быть много – например, на далёком островке работают чудо-генераторы, извлекающие из литра солярки примерно в 6 раз больше мощности, чем новенькое современное немецкое изделие (очень сомнительный вариант). Ну или что для масштабности чисел генерирующие мощности фактически установленных панелей завышены в разы – т.е. для пресс-релиза взято что-то типа вот такая может быть в максимуме номинальная пиковая генерация в идеальных условиях
, хотя разлёт чисел (около 250-270 кВт и 1.4 МВт – почти в 6 раз) для такого слишком велик. Впрочем, для варианта и доврали про установленную мощность, и завысили исходное потребление
подойдёт отлично.
Мне удалось найти документ, который полностью подтверждает эти догадки – это официальный документ с тендера 2016 года на генераторы для острова Та’у, Американское Самоа (сохранённая копия). Процитирую:
The American Samoa Power Authority (ASPA) has started work to install a Diesel/ Solar PV Hybrid System on Ta’u Island, in the Manua group.
The existing 320KW (prime) VOLVO PENTA generator sets at Faleasao Power Plant lack adequate controls and functions for parallel operation with the Solar PV Hybrid System.
Solar PV construction work will begin in January 2016 and is expected to be completed by June 2016.
New diesels with suitable controls are required for the new Hybrid System to function satisfactorily. Three new diesels rated at 320 KW each (prime rating) will form one leg of the Hybrid system; the other two legs being the PV Array and the Battery Storage System.
The evening peak load on Faleasao is approximately 220KW which is approximately 70% of prime generator ratings. The 320KW prime rated generators allows for future load growth and the unbalance loads on Ta’u Island.
Итак, остров в пике потребляет 220 кВт. Весь проект – не замена дизельной генерации солнечной, а балансировка нагрузки и увеличение надёжности. На задачи обеспечения острова хватает 1 (одного) работающего генератора, два других в резерве, ждут своей очереди в силу ограничения времени непрерывной работы каждого. Т.е. если что, ещё и тезисы про “балансировку нагрузки и увеличение надёжности” допридуманы, чтобы хоть как-то оправдать чисто распильный проект – потому что имеющиеся в наличии мощности (три генератора, работает один, регулярное переключение) с лихвой обеспечивают надёжность. Балансировка нагрузки же в данном сценарии, когда весь остров на одном генераторе, ещё более абсурдна; за основу берётся ложный тезис “энергия из двух разных по природе источников надёжнее, чем из одного” (нет, это не так работает). Всё это лишь дополнительно показывает, что реальных поводов для “прорывного проекта” просто не было.
Картинка, скажем так, уже сильно отличается от декларируемой. Смотрим дальше.
Экологичность
Экологичность сейчас – пожалуй самая удобная мулька для продвижения любой бессмысленной, убыточной, или откровенно вредоносной ерунды в массы. Перед туповатой аудиторией, любящей веровать и бояться, рисуются апокалиптичные картины скорой гибели Земли “если всё будет продолжаться как сейчас”, ну а после делается стандартный ход “возверуйте в нашу религию и спасётесь”. Веровать предлагается в то, что всё с пометкой “экологичное” лучше такого же, но без пометки, ну а также без рассуждений поддерживать любые действия – даже криминальные – если они помечены как “во имя экологии”. Экологичное = святое, точка, не обсуждается. Раз святое, то наделяется всеми атрибутами религиозной святости – белое, сверкающее, волшебное. В общем абсолютно стандартные заходы для любой секты.
Поэтому любой имитационный хайтех – а Маск его ярчайший представитель – работая на тупую аудиторию просто-таки обязан прикреплять к своим продуктам/услугам ярлычок “Всё экологичное”. Как это будет реализовано в конкретном случае – Этот помидор мятый, потому что натуральный, поэтому в пять раз дороже, ведь он экологичен, а значит полезен, а значит его потребление подчёркивает ваш высокий статус
, ну или Этот прибор помогает использовать меньше нефти и угля, а они чёрные, а у маленьких пушистых медвежат на Севере белая шкурка, вы не просто покупаете оверпрайснутую бестолковую хреновину, а спасаете маленьких пушистиков, или вы ненавидите медвежат?
– выбирается по ситуации. Последующая радикализация экологической темы очевидна и уже наблюдается – скажем, коммерчески продвигаемыми роликами вида “две туповатых шалавы увидели в машине собаку и, с озверевшими лицами, разбили камнем стекло, а потом долго говорили “это свято ибо во имя собачек, нам так сказали голоса в голове, дальше мы пойдём убивать и это правильно, ведь нам так приказывают”.
Так вот, так как целевая аудитория Маска – это инфантилы и феминизированные мальчики формата “мне 35 и я играю в Playstation посреди этого проклятого мира, который не ценит мою уникальную индивидуальность, а значит я имею право на любые преступления, ведь это возмездие за мои обиды, меня обидели, я обиженный” – то экологическая тема используется в каждом из “прорывных проектов”.
В нашем случае, как понятно, идёт игра на противопоставлении “Были грязные, потребляющие дизель, генераторы – стали чистые и беленькие, не потребляющие ничего, просто из солнышка энергию получающие”, с последующими выводами “А значит это всё оправдывает, а значит никаких денег не жалко, или вы против экологии и пушистых зверьков, зелёной травки и солнышка?!!!!”.
В общем, в рамках борьбы за экологию в первозданной природе острова вырубили огромную проплешину:
(кликните для увеличения до 2250 px на 1688 px)Ruslan V. Karmanovrk@atraining.ruУчебный центр Advanced Traininginfo@atraining.ruhttps://www.atraining.ru/
, ну а генераторы – остались. Как и запас топлива для них. Кстати, один генератор занимает около 3 квадратных метров. Ну да зачем лес-то жалеть, если речь об экологии?
(кликните для увеличения до 1617 px на 1417 px)Ruslan V. Karmanovrk@atraining.ruУчебный центр Advanced Traininginfo@atraining.ruhttps://www.atraining.ru/
Для монтажа и строительства, которое длилось около года, потребовалось несколько десятков рейсов грузовых судов, привозящих и увозящих нужное оборудование. Учитывая, что основной проблемой острова было мы настолько не нужны, что небольшой корабль с топливом
(всему острову надо на год около 400 тонн – это смешные объёмы для перевозки) до нас иногда на пару месяцев опаздывает
, суммарный расход топлива и ГСМ вообще, связанный с масштабом перевозок и количеством задействованных для строительства мощностей, перекрывает экологический ущерб от выбросов одного работающего дизель-генератора на много десятилетий вперёд. В пересчёте на одного жителя выходят вообще очень показательные числа.
Вопросы обслуживания системы
Обслуживание дизель-генератора – штука тривиальная. Можно научить аборигена, это быстро и недорого. Ради редкого комплексного ТО можно привозить одного инженера – например лёгкой авиацией.
Другое дело – массив солнечных батарей и аккумуляторов Powerpack. Всё ж высокотехнологичное, подключённое к Интернету, требующее специального обслуживания и постоянного наблюдения.
Остров Тау в плане климата – это крайне жаркое место. Температура там весь год классифицируется как “жарко” и “очень жарко”, воздух прогревается под 40 градусов Цельсия. Если столько градусов воздух – можно представить, как может прогреться предмет, находящийся под прямыми солнечными лучами. Максимальная допустимая температура систем Powerpack, как следует из информации на официальном сайте – 50 градусов Цельсия.
(кликните для увеличения до 1696 px на 1484 px)Ruslan V. Karmanovrk@atraining.ruУчебный центр Advanced Traininginfo@atraining.ruhttps://www.atraining.ru/
Системы развёрнуты под открытым небом, под прямыми солнечными лучами – следовательно, вопрос их активного охлаждения, даже в “пассивном” состоянии, очень актуален, иначе батареи могут просто воспламениться и сдетонировать – как это уже было в Австралии:
, когда выяснилось, что у изделий Маска даже нет системы аварийного пожаротушения (в целях снижения себестоимости) (кстати как это бьётся с громкими заявлениями на сайте про то, что Certifications: Nationally accredited certifications to international safety, EMC, utility and environmental legislation.? пройти сертификацию для применения таких устройств, имея нулевую противопожарную защиту, не выйдет), ну а экологичность в реальности такова, что местные СМИ распространяли официальную информацию о том, что гражданам надо закрыть окна и спрятать домашних животных:
A toxic smoke warning has been issued near Geelong.
Residents have been warned to close windows, close fireplace flues and bring their pets inside in the Batesford, Bell Post Hill, Lovely Banks and Moorabool areas.
То есть с температурным режимом для таких устройств сразу же как-то неудачно получилось. И это если их не использовать – а если идёт активная зарядка или разрядка, то тепло выделяется ещё сильнее. Сколько электричества потребляет эта постоянно работающая система, сколько стоит её обслуживание – нигде не упоминается, а жаль, числа потребления электроэнергии наверняка неплохие. Потому что система охлаждения обязательно потребляет электричество, т.к. это всегда двигатель, который по контуру прокачивает реагент-охладитель.
Иными словами вполне возможна ситуация, когда поступающей с солнечных панелей мощности недостаточно даже для охлаждения аккумуляторных блоков – и в этом сценарии система будет потреблять мощность “снаружи” просто чтобы остыть до безопасной температуры. Сколько, в итоге, после расходов на эти сопроводительные для функционирования системы компоненты, останется мощности для потребителей – т.е. насколько падает КПД в данном случае – также не уточняется.
Неизвестно также и то, как поле солнечных панелей и батарей выдерживает характерные для Американского Самоа тайфуны. Безусловно, специфические солнечные панели, которые выдержат тайфун, есть – вопрос в том, сколько в результате это обошлось по стоимости, насколько это удорожает каждый киловатт*час и сколько стоит поддержка (мониторинг состояния, уборка поверхности, ремонт, замена повреждённых панелей). Все эти данные также не раскрываются.
На тему уборки можно отметить отдельный дополнительный момент – панели надо регулярно мыть, тем более в случае эксплуатации в тропиках; при сколь-нибудь сильном ветре листья растений и грязь/мусор будут налипать на эти конструкции весьма активно (насмотрелся на такое, т.к. с тропическими тайфунами лично сталкиваться на Хайнане приходилось не раз). Моются солнечные панели со специальной химией, чтобы растворять органику – что также “резко улучшает” общую экологичность. Эта химия, в случае 5 с лишним тысяч батарей, будет расходоваться весьма бодро, вопрос её утилизации опять же добавляется в общую копилку вопросов к себестоимости и реальной экологичности системы.
Интересно было бы оценить разницу в трудоёмкости, рисках и затратах между “планово подгонять раз в год мелкую посудину с дизельным топливом” (по морским меркам 400-450 т. дизеля вообще ни о чём) и “несколько судов с бригадой рабочих и спецов именно по данному виду батарей / Powerpack, кранами (один Powerpack – 1.6 тонны), грузовиками, а также топливом для кранов и грузовиков и собственно заменяемыми аккумуляторами”, которые этими кранами будут грузиться, а грузовиками развозиться, и которые теперь становятся обязательными к замене расходными материалами.
Интересным моментом также является гарантийный срок работы Powerpack, скорость деградации батарейного блока и вопросы замены оного. Я попытался найти эту информацию на официальном сайте Теслы, но поиски были неудачными – что ж, зато есть работающие фирмы, занимающиеся продажей подобного оборудования, которые обязаны писать такие данные – и мы выясняем, что за год батарея деградирует примерно на 7%:
(кликните для увеличения до 1740 px на 1900 px)Ruslan V. Karmanovrk@atraining.ruУчебный центр Advanced Traininginfo@atraining.ruhttps://www.atraining.ru/
Это бьётся с данными из гарантии на Powerwall – там такие же батарейные модули:
Exhibit A
The Product shall maintain >85% of its initial rated capacity until the earliest to occur of:
(a) The lithium-ion battery cells in the Product have reached 4 MWh of aggregate discharge throughput (at the battery DC output); or
(b) 2 years have expired from the Original Installation Date.
The Product shall maintain >72% of its initial rated capacity until the earliest to occur of:
(a) The lithium-ion battery cells in the Product have reached 9 MWh of aggregate discharge throughput (at the battery DC output); or
(b) 5 years have expired from the Original Installation Date.
The Product shall maintain >60% of its initial rated capacity until the earliest to occur of:
(a) The lithium-ion battery cells in the Product have reached 18 MWh of aggregate discharge throughput (at the battery DC output); or
(b) 10 years have expired from the Original Installation Date.
Мегаватт-часы у нас будут, безусловно, другими, но заявленный темп деградации аккумуляторного блока сопоставим – 15% за два года и 7% за один.
7% потерь через год после начала использования – говоря проще, задача ежегодного обслуживания, притом с доставкой новых Powerpack и батарейных модулей к ним, будет достаточно актуальной. Таскать коробочки в 1.6 тонны каждая придётся регулярно. Морем, другие варианты исключены. Как, интересно, это ложится в канву жутко далёкий и труднодоступный остров, туда разово 400 тонн солярки в год привезти – проблема, потому что могут на 2 месяца задержать рейс
? Раз в год дизеля цистерну притащить – проблема, туда-сюда мотаться за экзотическими комплектующими к штучному решению – видимо, куда как проще?
Нестыковка, да. Впрочем, всё упирается в сумму затрат – а она, судя по явному умалчиванию и отговоркам при помощи сектантских мантр “раз экологично-электрично, то всегда дешевле, необсуждаемо, запрещено усомниться в этом постулате нашей религии”, огромна.
Мягкое передёргивание про PowerPACK vs PowerWALL
Ряд источников, окончательно сойдя с ума, сделал из новости вывод целый остров, по сути мини-государство, можно запитать от нескольких десятков великих батарей Маска – что уж говорить о том, какие ослепительные успехи ждут настенные батареи?
. Это в 2016 году неплохо ложилось на неприятное и затянувшееся ожидание чуда с настенными батарейками Powerwall, да и вообще на менталитет вечных лодырей-прокрастинаторов с хабра и лепры, с 30+ переходящих в режим пассивного доживания и привыкших вечно ждать волшебства, которое всё в их жизни сделает чудесно.
По факту в проекте развёрнуто 60 систем Powerpack. Это не настенная батарейка Маска, с которой у него ничего не выходит – это полуторатонная промышленная система на 200 кВт*ч, штучно производящаяся под заказ. У настенной Powerwall на 2016-й год – 6.5 кВт*ч.
Математика подсказывает, что чтобы “в лоб” по ёмкости заменить одно на другое, надо в 30 раз больше Powerwall’ов – то есть 1800 штук. Это при 600 людях на острове – притом большинство аборигенов потребляет абсолютный минимум, свет да коммуникации – по 3 Powerwall’а на человека (!!!). Удивительно, как вообще при таких цифрах кто-то ещё репостит мифы двухлетней давности про на стенку батарею в загородном доме вешаешь и через неё весь дом запитывается
.
Финансирование
Несмотря на стандартную подачу раз на электричестве и солнечной энергии, то всё точно дешевле, чем обычное
, при переходе к конкретике вопрос как-то затихает. Казалось бы, раз так – продемонстрируй наглядно. Но увы, почему-то абсолютно в каждом проекте Маска дальше рекламных лозунгов и вбросов, вида
(кликните для увеличения до 221 px на 228 px)Ruslan V. Karmanovrk@atraining.ruУчебный центр Advanced Traininginfo@atraining.ruhttps://www.atraining.ru/
(кликните для увеличения до 1280 px на 720 px)Ruslan V. Karmanovrk@atraining.ruУчебный центр Advanced Traininginfo@atraining.ruhttps://www.atraining.ru/
(кликните для увеличения до 1280 px на 720 px)Ruslan V. Karmanovrk@atraining.ruУчебный центр Advanced Traininginfo@atraining.ruhttps://www.atraining.ru/
, дело не идёт.
Действительно, на практике не окупаются даже обычные, самые дешёвые и простые солнечные панели – какой-то разумный срок хотя бы возврата средств появляется разве что при специально завышенноё цене на электроэнергию. Что, в принципе, трюк известный – мясо за 1000 рублей за кило покажется дешёвым, если буханка хлеба будет стоить 2000 рублей. А уж специфичные системы, для работы на удалённом острове, в сложных погодных условиях, которые надо постоянно обслуживать, мониторить – в общем можно представить себе расходную часть проекта.
Впрочем, как и у других показательных проектов SolarCity, всё проще:
На реализацию проекта у Tesla и SolarCity ушло меньше года. Финансированием занимались Агентство по защите окружающей среды США, Министерство внутренних ресурсов и Управление по экономическому развитию Американского Самоа.
То есть имеет место очередное успешное освоение госбюджета на штучное показательное решение “Вот смотрите, как мы можем”. Которое не улучшает, а лишь ухудшает ситуацию с экологией, потому что:
- Масштабное строительство на таком маленьком острове;
- Обслуживание батарей требует дополнительных рейсов морского транспорта;
- Химия, нужная для чистки батарей, должна привозиться и утилизироваться;
- Дизель-генераторы никуда не делись (их в 2016-м году лишь обновили), их продолжают эксплуатировать;
Успех за успехом, что и сказать.
… Что ж, можно резюмировать.
Итог на 2022-й год
Состоялось показательное и явно стоящее огромных денег развёртывание некоторых компонентов системы автономного электроснабжения, по факту покрывающего мощности масштаба резервной генерации для одного многоквартирного дома.
Подающийся как “замена дизель-генераторам” проект по факту является лишь дополнением к ним, притом запасным.
Экологический эффект – отрицательный; на маленьком островке с красивой природой, для рекламной картинки, вырубили кучу леса.
Проектом доказано, что реальное количество солнечных панелей и промышленных систем энергосбережения, чтобы покрыть потребности 600 человек (это население одного жилого дома – скажем, в 6 подъездов и 20 этажей) – притом это 600 аборигенов с минимальным потреблением электричества (свет да связь) – исчисляется тысячами. И при этом количестве они все равно не могут заменить дизель-генераторы – т.е. схема не подразумевает надёжности решения в случае работы “без генератора” и нежизнеспособна.
Реальные затраты на проект неизвестны, но даже лобовое сложение стоимости нескольких тысяч солнечных панелей, плюс десятков Powerpack, плюс их доставки за тысячи километров и монтажа на острове, плюс строительных работ с расчисткой девственной природы, даёт числа, которые позволяют очень много лет (сотни) покупать 400 тонн солярки в год. При том, повторюсь, что солярку на остров привозить и после завершения проекта все равно приходится, генераторы продолжают использоваться.
Что по итогам? Очередная дико дорогая и неудачная показуха в тесла-стиле. Которая, до кучи, ещё и показывает то, про что было написано ещё в 2015 году – сказочность сценария с “настенная батарейка запитывает весь дом, да ещё и зарабатывает деньги, пока-пока Газпром”.
(кликните для увеличения до 600 px на 337 px)Ruslan V. Karmanovrk@atraining.ruУчебный центр Advanced Traininginfo@atraining.ruhttps://www.atraining.ru/
На февраль 2022 года проект остаётся штучным и показательным, т.к. не выгоден. За прошедшие с 2016 годы ни одна из коммерческих структур не заказала у SolarCity аналогичное внедрение. На проекте не разработаны какие-то особые энергетические технологии, не наблюдается и реализация мантры У Теслы всё постоянно оптимизируется и дешевеет год от года
(одной из опорных в Секте Святого Маскохайтеха) – наоборот, цена на Powerpack, при тех же характеристиках, лишь выросла. Учитывая это, масштаб реальной деятельности можно оценить, думается, очень хорошо.
Хотя, в общем – а разве кто-то сомневался в таком исходе? Это же классика Маска – распилить гос.бюджет, соврать про Тайные Технологии, и тихо замять результаты.
Посмотрим же напоследок рекламный ролик фирмы Solarcity с их заброшенного ютуб-канала (последнее обновление там 5 лет назад):
Почему вся эта история с очередной неудачей Маска важна глобально
Это очень важный пункт всего рассказа , поэтому он идёт в финале.
Дело в том, что вся “зелёная” энергетика – точнее та, которую по политическим и экономическим причинам (выгода освоения экобюджетов и получения экодотаций) считают таковой – это ветрячки + панельки. Так-то существуют также и ГЭС (немасштабируемы, пилить деньги на массовом внедрении не выйдет, число рек конечно и нужные характеристики рельефа местности также не на каждом углу), и АЭС (самые эффективные, но в силу доминирующей в мире позиции Росатома и потере компетенций американскими и французскими конкурентами, считать в совестливых западных СМИ экологичными их строго запрещено), и всякая мелкая геотермальная экзотика, но в итоге зелёное = ветрячки + панельки, точка.
Оба этих варианта технически, by design, неспособны создать стабильную генерацию.
Панели работают только в светлое время суток, на 100% от номинала выходят при абсолютно чистом и прозрачном воздухе – без облачности-туманов-дождей – и лишь когда Солнце находится в геометрически правильном положении. Отсюда всегда мягко заминаемая дилемма “или вырабатываемая мощность будет сильно ниже декларируемой, соответственно все расчёты по числу панелей и окупаемости ощутимо меняются в неприятную сторону, или нужно к цене каждой панели добавлять поворотный механизм, “следящий” за Солнцем, как подсолнух, и закладываться на его стоимость, обслуживание, и считать, сколько он будет забирать из генерируемой мощности”. Идеальный пример применения панелей – это высокогорные районы Тибета; населения мало, ЛЭП тащить дорого – да и потери на передаче за много сотен километров будут не минимальные – воздух чистый, основная облачность ниже в атмосфере расположена.
Ветряки работают только когда есть ветер (да, так сложилось исторически), притом ветер нужного направления, силы (слабая не раскрутит, сильная сломает).
В итоге критичным для сколь-нибудь реалистичного использования “зелёной” энергетики является наличие систем, компенсирующих пики генерации и потребления. Которые будут аккумулировать генерируемые мощности когда они есть, и отдавать, когда их нет. И делать это надёжно, дёшево, с высоким КПД и минимальными затратами на обслуживание.
Вся эпопея с островом Тау показала, что ни по одному этому пункту профильная и супербогатая фирма Илона Маска не справилась с задачей от слова “вообще”. Притом в смешных масштабах обеспечения электричеством нескольких сотен человек. То есть что отсылки к “им просто инвестиций мало, денег бы докинуть”, что “им времени не хватило, так-то они бы разработали” – не работают. Прошли годы, выхлоп нулевой.
Эта неудача, по сути, перечёркивает идею масштабной применимости “зелёной” энергетики как замены обычной.
Но признавать этого никто не хочет, потому что непонятно, что делать с этим фактом. Массово посыпать голову пеплом “мы стратегически ошиблись”? Признавать неудачи, признавать что не смогли разработать, что вера в Святые Технологии Илона Маска оказалась обычной сектой с щепоткой футуризма? Сейчас такое не принято – у людей карьеры, KPI, инвестиции – всё завязано на вечное ожидание вот-вот хайтех-перемоги.
Поэтому такие истории нужно знать, и понимать, почему всё вышло именно так.